Корзина
145 отзывов
  • Riol
  • Статьи
  • Происхождение украинской домашней иконы

Происхождение украинской домашней иконы

Традиции народной культуры формировались из глубины веков, испытывали разнообразные воздействия, но их последовательное развитие не прекращалось. Наши предки веками развивали традиции рода, передавали культурное и этническое единство, формируя украинский этногенезис. В этой статье мы рассмотрим вопрос относительно генезиса украинской домашней иконы, которая отражает христианскую жизнь украинской семьи.
Актуальность этого вопроса заключается в том, что именно народная художественная жизнь сохраняла традиции украинской культуры и в конечном итоге сформировала украинскую самобытность. Перед нами стоит задача найти истоки такого явления, как домашняя икона, чтобы проследить эволюцию и развитие культурных традиций и верований нашего народа.

До сих пор нет работ, освещающих происхождения именно домашней иконы Украины. Вместо этого немало исследований о формировании и развитии народной иконы. Выяснение происхождения украинской домашней иконы даст полную картину расцвета иконописи в Украине, потому что именно из народной иконописи происходит и домашняя икона.

Тенденции развития народной иконы изучал известный искусствовед Василий Откович. В частности, он отметил, что украинское искусство XVII - XVIII вв. развивалось в непосредственной связи с условиями жизни народа, его борьбой за социальное и национальное освобождение.

Исследованием украинской иконописи занималась также искусствовед Любовь Попова, в своей диссертации «Народная иконопись Украины XIX века»  она посвятила теме формирования народной иконы отдельный раздел. Сравнивая развитие народной иконы в зарубежных странах, в частности Литве, Грузии и т.д., она пришла к выводу, что уже в византийском средневековом искусстве сформировались два направления иконописи. Ссылаясь на труд Виктора Лазарева «История византийской живописи», Попова делает вывод, что первое направление - это византийское искусство, социальную основу которого составляло великокняжеская среда. В XVI в. начало формироваться другое направление, связанное с местными ремесленными центрами, для которого характерны ярко выраженные народные черты.

То есть существовали два направления - византийская иконопись ( «высокий» стиль) и восточно-христианская живопись, в основу иконописи которой закладывались народные традиции, последняя была более доступна широким слоям населения.

Тщательное исследование деревянных сакральных памятников сделал доктор искусствоведения, профессор декоративного и прикладного искусства Михаил Станкевич.

Прежде чем перейти к теме о предпосылках возникновения домашней иконы остановимся на традициях обустройства дома крестьянина, определим, с чем связана необходимость сакрализации жилья.

Обереги и иконы служили для защиты жилища крестьян. Когда достраивался дом, пустое помещение надо было чем-то наполнить, но прежде всего сакрализовать, освятить его. Действительно, жилье в XIII - XVII вв. было, в традиционном воображении, храмом, сакральным сооружением. Даже строили дом таким образом, чтобы окна и двери выходили на солнечную сторону, чтобы выметалось, высвечивалось из него всякое зло. На окна, двери и трубы всегда наносили орнаменты, чтобы через них не проникала нечистая сила. Для украинского народа дом всегда отождествлялся с образом мира, служил определенным целостным оберегом, где каждая вещь наделялась сакральным значением.

Украинские народные обычаи переплелись с христианскими и образовали целостную поэтическую систему, которая влияла и на отделку домов. Украинская культура - это симбиоз сосуществования, смешивания и взаимодополнения языческих и христианских верований. Элементы христианского толкования мира накладывались на глубоко архаичные, дохристианские представления. Особенно много языческих символов и обрядов сосуществовали с христианскими обычаями в народном быту и фольклоре.

Чтобы глубже понять мировоззрение наших предков, рассмотрим, как синтезировались языческие мифы и христианская вера в традициях украинского народа, в частности в оберегах.

Языческий человек жил в реальности мифов. Для мифов характерен синкретизм - нераздельность мысли. Мифомышление строго не разграничивает субъект и объект. Отсюда - идентификация себя с внешним окружением.

Человек воспринимал себя как часть голограммного мира, как один из элементов, включенных в общую космологическую схему. Ритм годовых циклов природы заставлял человека наблюдать за тем, когда лучше сеять, жать, собирать урожай. На самом деле, образ жизни земледельцев концентрированно отражал космические ритмы. 

Язычество не имеет категории времени, потому что жизнь в мифе - постоянный повтор. Даже языческие боги, олицетворяющие собой силы природы, осуществляют свое бессмертие через постоянное умирание всего индивидуального в анонимном жизни рода. Но смерть не является окончательной, она аннулируется в круговороте времени и поэтому не является истиной. Крестьяне верили, что боги умирают не по-настоящему, ведь следующей весной они снова возродятся.

В противоположность язычеству христианство отвергло «вечное возвращение», вместо появился отсчет сакрального времени - детерминированность событий. Иисус родился в определенном сакральном времени. Если рассматривать это в метафизическом измерении, Христос или рождается в душе человека, или нет. Он не может периодически рождаться и умирать, поэтому христианство и отвергло идею о реинкарнации души человека.

Постепенно языческие верования трансформируются в христианские, но много дохристианской символики остается. Миф и история постепенно сливаются в сознании народа.

Даже в первый период гонений на христиан в Римской империи император Александр Север (222-235 гг.), Который тайно исповедовал христианство, имел в своей домашней синагоги бюст Аполлония Тианского и Орфея - языческих богов, а также бюст Христа и Авраама. Так на живом примере видим, как происходило сочетание двух религий. Это же можно проследить и на примере размещения определенной символики в синагогах как западных, так и восточных правителей.

В Украине с принятием христианства языческие обряды оттесняются в сферу частной жизни семьи. Часто даже после христианской службы в церкви глава семьи считал нужным выполнить языческий обряд дома, в кругу семьи: Сочельник, освящение огнем двора, поля, зерна и др. С принятием христианства обрядовая практика не прекращалась среди народных масс. Обряды уважали и среди образованной княжеско-боярской среды. Можно предположить, что опыт языческого верования с появлением христианства добавил элементов новаторства, которые постепенно вошли в традиции народа.

Есть три причины появления первых оберегов:

1.    чтобы защититься от страха (когда Каин убил Авеля, он из страха за содеянное начал строить город, в котором бы мог чувствовать себя в безопасности)
2.    из потребности уравновесить силы человека и природы (потенциал внешних и внутренних сил)
3.    из потребности толковать знаки «Неба».

Интересно, что слова «оберег», «образ», «образование» имеют префикс «об-», который в древности связывался с потусторонним миром, миром предков.

Известно, что и в дохристианские, и в христианские времена существовала острая необходимость оберегать свое жилье, семью от нечистой силы. Ранее оберегами крестьянского дома служили языческие символы в виде растительных оберегов. Но и крест - многомерный символ - встречается с древнейших времен. Крест в квадрате - символ земли и стабильности - воплощает четыре стороны света. Крест - центр Вселенной, космическая ось, космическое Древо, которое соединяет Небо и Землю.

Михаил Станкевич в книге «Украинская вышивка» отмечает: «... на основе архивных материалов можно воссоздать картину эволюции домашних украшений, которая сформировалась в завершенную декоративную систему. Первыми домашними украшениями были завязаны накрест пучки "зелье", которые развешивали на стенах. Если в комнате были иконы, то в летнее время их украшали ароматными травами и полевыми цветами, которые засыхали и оставались до следующей весны. Вскоре рядом с иконами начали появляться "лубочные картинки" и бумажные украшения ( "куски обоев бумажных, покрытых цветами самого простого изделия") ».

Дохристианские обереги изготавливали из различных природных материалов: соломы, сушеного зелья, кусочков дерева, скорлупы яиц и тому подобное. Создавали также соломенных «пауков», деревянных, соломенных или бумажных «голубей», соломенные или деревянные иорданские крестики, бумажные крестики-вышивки, соломенные снопы с колосками зерна. С появлением домашних икон в конце XVIII века. дохристианские обереги еще долго сосуществовали рядом с ними, образуя систему сакральных символов и формируя устойчивые народные художественные традиции. 

Ощутимое влияние на сакрализацию жилья имели распространены из-за рубежа образцы домашнего убранства, как, например, икона на стекле, которая была популярна в Румынии, а из Польши и Австрии попали к нам олеографичные образы.

После крещения Киевской Руси домашние обереги языческой веры крестьяне постепенно заменили настенными иконами-крестами, потом иконами, резными на дереве, пока в конце XVIII в. не явились рисованные иконы на досках. Символы дохристианских времен остались как видимые знаки больших Божьих даров, и когда крестьяне ставили хлеб в печь - домашний алтарь, они будто делали жертвоприношения.

В XVI в. иконопись выходит за пределы монастырской среды. Народные иконописцы начинают создавать иконы, в основном, для «домашних алтарей». Эти иконы отмечаются упрощенной иконографией, наивной трактовкой образов святых и декоративностью. Это, в свою очередь, определяет отход от византийских традиций.

Однако, украинские иконописцы в отличие от российских, благодаря соседству Западной Европы, первыми подхватывали новые художественные веяния. Одни искусствоведы жаловались, что стили Ренессанса и барокко, восприняты народными мастерами в XVI - XVIII вв., уничтожили икону как высокодуховное искусство церкви. Другие придерживались мнения, что ренессансная и барочная иконы в течение трех веков полно воспроизвели суть украинского духовного искусства, в частности икономалярства.

Можем согласиться с мнением искусствоведов, которые считают, что западноевропейские влияния сформировали своеобразную украинскую иконопись. Точные слова об украинской народной иконописи XVI в. приводит в своем труде «Сокровища нетленные» доктор искусствоведения Платон Белецкий: «... в XVI веке появляются произведения, в которых, при сохранении византийской композиционной схемы и чисто технических средств, - многие неповторимых украинских черт. Жизненные наблюдения, фольклорные элементы, личные предпочтения и проявления фантазии мастеров - все, что противопоказано иконописи, разрушает его статическое существо, как раз и определяет с этого времени своеобразие украинской иконописи».

Уместно сказать, что иконы, написанные под влиянием Ренессанса, тяготеют к гармонии, симметрии, декоративности, архаических особенностей. Народные художники прибегали к трактовке украинских типажей в изображении святых и с любовью рисовали детали преимущественно из украинского быта. С конца XVI в. не только типы лиц, узоры, но и целые фигуры, группы будто переносили в икону из окружающей жизни.

То есть можем сделать вывод, что в XVI в. произошел значительный расцвет народного искусства, чего не наблюдалось в предыдущие эпохи. Также есть все основания утверждать, что народная икона как явление сформировалась в XVI веке.

Стиль барокко, который начал развиваться в Украине с начала XVII в. привнес в народную икону экспрессию, яркость красок, богатство убранства святых. По словам Платона Белецкого, в украинской иконописи XVII в. индивидуализированно не только торгово-жанровые сцены, а также портретные фигуры становятся обычным явлением. Искусствовед замечает, что таких икон, описанных с юмором, нет ни в болгарском, ни в сербском, ни в российском тогдашней иконописи. 


Заметим, что XVII в. - это период отделения ремесла от земледелия, формирование прочного национального рынка, развития города как функциональной единицы. Украина XVII в. - это сеть небольших городов, в которых широкое развитие получают многочисленные ярмарки. В этот период наибольшего развития достигает народное ремесло.

Характерной особенностью функционирования народного направления в иконописи в XVII - XVIII вв. было отсутствие государственного контроля со стороны православной церкви. Ведь с середины XIV - середины XVII в. Украиной начали править литовцы, поляки, то есть католики. Этот социальный фактор стал одной из важнейших причин распространения народной иконописи.

Как известно, в XVIII в. в Украине изменилось социальное положение. Крепостное право, введенное императрицей Екатериной II в 1783 году, привело к полной зависимости крестьян от помещиков. Крестьян лишили самостоятельности и свободы передвижения. Общество разделилось на два социальных класса: помещики-феодалы и крепостные крестьяне.

Конечно, это непременно сказалось на тогдашней народной иконописи. Это наиболее заметно, когда исследуешь иконы отдельных регионов.

Так, например, в конце XVIII в. уже менее заметными становятся взаимное влияние различных иконописных школ, в том числе западноевропейских, как это было в XVI веке. Ослабевает мобильность передвижения и обмен мастерством, появляются мануфактурное и фабричное производство. Понятно, почему в разных регионах Украины именно с конца XVIII - середины XIX в. появляется так много одинаковых икон с похожими иконографическими сюжетами, художественной трактовкой и повсеместным чествованием определенных святых.

Привозные олеографичные образы святых распространяются в Украине в конце XIX в., Фотографии с религиозными мотивами - в начале XX века. В домашних иконах снова ощущается западноевропейское влияние.

Кроме домашней иконы, незаурядного расцвета приобрела икона дорожная, которая отличалась от первой небольшим размером. Также были распространены иконы процессионные, которые происходят из западных регионов Украины. Конечно, все эти иконы принадлежат к разным типологическим группам, что дает основания рассматривать каждую из них в отдельности, определяя, как иконографические, так и художественные особенности. Можем предположить, что развитие различных типологических групп икон взаимообогощал их.

Безусловно, на формирование домашней иконы повлияло и такое явление, как народная картина, которая тяготела к фольклорно-национальным мотивам и по-детски наивно трактовала образы. Народная картина XVIII - XX вв. была тесно связана с иконописью и, в результате, домашняя икона почти отошла от иконографической и художественной трактовки иконы и приблизилась к народной картине. Об этом свидетельствует и тот факт, что в XX в. образы содержались уже не только в углу, но и развешивались на стенах как народные картины.

 

По словам кандидата искусствоведения Любови Поповой, значительную роль в процессе формирования народной иконописи XIX в. играл период с XVII по I-ю половину XVIII в., когда в Украине начала формироваться культура города. Она отмечает, что именно в этом периоде скрыто истоки ряда специфических особенностей народной иконописи, в частности его связь с барочным искусством. По мнению Любови Поповой, было гораздо больше, чем принято считать, факторов, которые способствовали возникновению народной, а затем и домашней иконы. 

Прежде всего надо учесть, что народная иконопись развивалась одновременно во многих странах Восточной Европы. Разумеется, это художественное явление распространялось в условиях социальных и экономических сдвигов, благодаря тому, что между странами происходил взаимообмен культурными достижениями, технологиями изготовления и написания икон и тому подобное. Для Украины важны были: геополитическая ситуация XIV - XVII вв. и отсутствие административного контроля, что способствовало распространению народной иконописи по всей территории страны.

О возникновении и распространении феномена украинской народной иконописи, в частности домашней иконы, есть три гипотезы (выше были указаны предпосылки ее возникновения в конце XVIII века).

Первая гипотеза появления домашней иконы

Популярность станковой гравюры служила богатым источником сюжетов и иконографических схем для мастеров народного иконописания, и поэтому народная икона становилась все более распространенным явлением.

Начиная с XVII в. усиливается влияние книжной гравюры на иконопись через книги, которые попадали в церкви путем фондаций. Народные иконописцы ориентируются уже на новые иконографические сюжеты.

Вторая причина появления домашней иконы в конце XVIII века

Барские квартиры и замки, рядом с которыми обычно строились часовни, вызывали у крестьян стремление иметь в своих домах своеобразный домашний иконостас.

Из различных источников имеем информацию о домах состоятельных украинцев - замков, крепостей, оборонительных сооружений. Вероятно, крепостные крестьяне видели, что в барских домах есть отдельные комнаты-синагоги или даже небольшие часовни. Желание иметь богов и в собственном доме стало причиной появления икон и у крестьян. Следует отметить, что вельможи имели преимущественно иконы, написанные профессиональными иконописцами, а крестьяне в своих комнатах - иконы любительские.

Казацкая старшина и настоятели церквей были основными заказчиками икон, ведь имели для этого деньги. Например, в главной комнате гетмана Апостола в Глухове на главной стене висела икона распятого Христа, в углах - евангелисты. В Бережанском замке, принадлежавший гетману Николаю Синявскому, в библиотеке висел образ Христа и святого Николая «русской» работы. Во втором, верхнем покое, упоминаются «картины итальянские» с изображением Иоанна Крестителя и изгнания Христом, торгующих из храма. Кроме этих, вывешивались также большие образы Троицы, «Непорочного зачатия», святого Себастьяна, святого Николая, икона «Отречение апостола Петра». Иконы, картины и другие художественные произведения были не только в магнатских замках Западной Украины, но и в зажиточных мещан. Около 40 картин осталось после смерти львовского художника Станислава Строинского. Среди них насчитывалось 11 образов Христа и Богородицы и различных святых, 5 библейских сцен и т.д. Иконы были также и среди домашнего имущества гетманов Самойловича, Палия, Сулимы и других. Но, в противовес благородно-магнатским образцам, офицерский быт отличался скромностью.

Подводя итоги на основе приведенных фактов о происхождении и формировании домашней иконы, можем сделать вывод, что украинские народные иконы конца XVIII - XX вв. - это самобытное явление украинской культуры. По технике написания и символике, присущей только украинскому фольклору, отечественные домашние иконы невозможно спутать с иконами других народов православного и католического вероисповедания. Они рождались в сердцах наших предков, которые через иконопись несли вечные идеи духовности и традиции рода.

Формирования домашней иконы было постепенным, пока не переросло в всеукраинский феномен. Несмотря на принятие христианства, языческие верования оставались в мировоззрении крестьян, живших по циклам природы. Языческие боги перешли в христианство, изменив только свои названия, а не функции. Мастера пытались изобразить на домашних иконах как можно больше «святых»-посредников, ведь считали, что Христос не следует беспокоить по мелочами.

Можно сделать вывод, что творчество народных художников было тесно связано с пониманием окружающего мира, бытовой, социальной и духовной жизнью украинского народа.

Предыдущие статьи

social-icon
Loading...